Религиозно-философская идея православного храма – Вселенский собор, то есть единение всей Божьей твари, человека, ангелов в Боге. Церковь – мистическое тело Христа, символ духовного единства всех христиан, а также символ литургии.
Каждый из русских храмов, как правило, посвящается или воспоминанию о каком–нибудь священном событии, например Воскресении Христовом, Рождества Пресвятой Богородицы, или одному из святых Божиих, например Николаю Чудотворцу, Михаилу-Архангелу, от того происходит и названия: Воскресенский, Михайло-Архангельский, Никольский, Михайло-Архангельский.
(Храм Воскресения Христа г. Москва)
(Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Кемля Республика Мордовия)
(Никольская церковь г. Рузаевка Республика Мордовия).
(Михайло-Архангелький храм с. Ичалки Республика Мордовия).
Храмы посвящаются святым для того, чтобы прихожанам сих храмов можно было иметь в них особенных за себя пред Богом молитвенников: потому что сии святые живут в храмах, посвященных имени их, как в своих домах, еще для того, чтобы иметь в них ближайший образец или пример для жизни во спасение. Это делается подобно тому, как каждый из нас в частности имеет в своем ангеле, то есть в святом, имя коего носит, и особенного молитвенника о себе, и ближайший образец или пример для своей жизни.
Если смотреть на храм по вертикали, то сам он – символ земного начала, купол – Небо, крест – символ святости, которая есть путь к Небу. Сам храм выражает крест поднебесный, землю, а крест на куполе – мир дольний.
Белый цвет стен храма означает возрождение к иной, преображенной жизни. Бурый цвет стен храма символизирует кровь Христа, жертвенность во имя спасения и преображения мира.
Часто на православном храме строят не одну, а несколько глав. Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы – три лица Пресвятой Троицы, пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав храма обозначают Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Иногда стоят и большее количество глав.
Кресты на главах говорят нам, что здесь возносится хвала Распятому, и в тоже время они – как бы распростертые длани Господа, зовущие нас к Себе и ходатайствующие за нас непрестанно пред Отцом Небесным. Они напоминают, что для нас, последователей Христовых, единственный путь на Небо – путь креста.
Вход в храм всегда с запада – потому что вход в храм есть удаление от тьмы, появляющейся на западе, и приближение к свету, идущему с востока.
Храмы обращены алтарем к востоку потому, что восток есть образ светлого царства Иисуса Христа, в Которого веруем и к Которому в царство стремится Церковь (общество верующих).
С востока происходит и сама Церковь: там была первая церковь безгрешных прародителей (Адама и Евы), там родился, страдал и устроил Свою новозаветную Церковь Спаситель Иисус Христос.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница.
(строительство колокольни Михайло — Архангельского храма с. Ичалки 2015 год).
Колокольный звон необходим для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.