Слово «храм» (от «храмина») означает «здание», «дом». Название «церковь» — греческое, переводится как «дом Божий». Храм называется церковью, т.е. домом Божиим, потому, что в храме, как и на небе, Бог присутствует особенным образом, точно живет в своем доме. Название церкви дано храму еще и потому, что в него для молитвы собирается Церковь, т.е. верующие, общество которых называется Церковью.
В ветхозаветное время первым храмом была скиния, устроенная, по повелению Божию, Моисеем за 1495 лет до Рождества Христова. Тем не менее, евреи совершали богослужения до Моисея, когда еще не было скинии, и делали это на жертвеннике.
Жертвенники эти строились из земли и камня под открытым небом, но преимущественно на таких местах, где Бог являлся человеку: например, Иаков поставил жертвенник в Вефиле после того, как он видел там лестницу, вершиной своей касавшуюся Небес.
Или жертвенники строили там, где Бог являл человеку какое — либо особое благодеяние: например, Ной по окончании потопа и по выходе из ковчега построил жертвенник близ Арарата. Наконец, в таких местах, которые особенно располагали человека к молитве, например на горах и в рощах. Так, Авраам устроил жертвенники в дубраве Мамврийской и на горе Мориа.
После Моисея евреи служили Богу в скинии, а со времен Соломона – в храме. Скиния Моисея и храм Соломона послужили прообразом и наших храмов.
Скиния была похожа на современный походный храм или палатку и состояла из трех частей: двора, святилища, и Святого Святых.
Двор был обнесен протянутыми по столпам покровами. Вход в него был с востока и закрывался завесой. Внутри двора помещались жертвенник и умывальница. Жертвенник сделан был из акации, обложен медью, имел форму четырехугольника и стоял против входа в святилище. Умывальница же, сделанная из меди и украшенная зеркалами, стояла впереди жертвенника, почти пред самой завесой святилища. На жертвеннике приносили жертвы, а из умывальницы омывали руки и ноги священники и первосвященник перед тем, как войти в святилище.
В святилище было три священных предмета: светильник, стол, или трапеза, и алтарь кадильный.
(светильник)
(алтарь кадильный)
Светильник был сделан из золота в форме дерева, имеющего семь ветвей: в обе стороны от прямого ствола отходили по три ветви, на концах которых закреплялись чашечки или проделывались отверстия, туда вливалось масло для горения. Светильник помещался слева от входа.
Трапеза была сделана из акации, или ситтима, и обложена чистым золотом. На ней в два ряда лежало двенадцать хлебов предложения, которые заменялись каждую субботу. Трапеза располагалась справа от входа.
Алтарь, или стол для курения фимиама, был сделан тоже из акации и тоже был обложен золотом. Он стоял пред завесой, отделявшей святилище от Святого Святых.
В святилище могли входить только священники: обычно они входили сюда утром и вечером для воскурения фимиама и возжигания светильника, а в субботу брали с трапезы хлебы предложения и вместо них полагали новые.
В святом святых стоял Ковчег Завета. Это был небольшой ящик, сделанный из акации, снаружи и внутри обитый золотом. Золотая крышка его называлась очистилищем. К ней прикреплены были два херувима, отлитые из золота.
(Ковчег Завета)
В Ковчеге находились три священных предмета: скрижали, или каменные доски, на которых Господом были записаны Девять заповедей (Десятословие), золотой сосуд с маной и чудесный жезл Ааронов.
(скрижали)
В Святое Святых мог входить только первосвященник, и то однажды в год – в праздник очищения, когда он кропил очистилище жертвенной кровью.
Храм Соломона по устройству своему был похож на скинию, но имел и свои особенности. Он был вдвое больше скинии, двор был огорожен столпами, а зданиями в три этажа. Во дворе, кроме медного жертвенника, было так называемое Медное море – огромный медный сосуд, походивший на шести лиственную лилию и стоявший на двенадцати медных волах. В него вмещалось более двухсот бочек воды. Из него омывали руки и ноги священники, когда должны были входить в святилище.
Вокруг моря было поставлено десять умывальниц для омовения жертв. Каждая из них могла вместить более четырех бочек воды. Во дворе же было и царское место – медный амвон. Особенность святилища состояла в том, что в нем стоял не один, как в скинии, а десять светильников: пять по одну сторону и пять – по другую, трапез тоже было десять и располагались они так же.
К святилищу примыкал притвор, на ступенях, которого во время службы размещались певчии.
Что касается Святого Святых, то там было все также, как, и в скинии.
В апостольские времена храмы тоже не были похожи на наши церкви. Для них в обыкновенном здании отделялась для богослужения особая комната, и притом большей частью наверху, а не внизу, оттого и называлась она горницей – от слов «горе», «гора». Так, например, Сам Иисус Христос совершил Тайную вечерю в сионской горнице.
Когда же христиан стали преследовать иудеи и язычники, то христиане начали отправлять свое богослужение в домах и пещерах – катакомбах. Некоторые катакомбы и теперь еще можно видеть.
В катакомбы спускались по ступенькам крутой лестницы. Они состояли из трех частей: галереи, комнаты, и церкви.
Галереи – это узкие и длинные коридоры, высеченные в скале, стены которых сверху донизу были заняты гробницами в виде ниш. В эти углубления укладывали тела усопших, отверстие заделывалось каменными плитами, на которых вырезали иногда эпитафию. В этих галереях, только под полом, а не в стенах, христиане нередко хоронили своих усопших вплоть до V века, когда гонения на христиан прекратились.
Комнаты назывались кубикулами (спальнями). Войти в них можно было из галереи. В стене напротив входа в кубикулу обычно была гробница мученика. В потолке делались небольшие отверстия для света и вентиляции. Эти отверстия располагались наклонно, чтобы христиане могли спускаться в кубикулы в случае нападения врагов или опускать туда усопших для погребения, а также для того, чтобы дождь, песок, камни не могли падать на головы находившихся в кубикулах.
Кубикулы также предназначались для молитвы, но в то же время они служили и семейными усыпальницами.
Церкви в катакомбах – это тоже кубикулы, но большие по размерам. В каждой церкви непременно была одна или несколько гробниц святых мученников, которые служили вместо престола и потому возвышались над полом. Каждая церковь разделялась на две половины: алтарь отделялся от пространства, где стояли молящиеся, двумя колонами, заложенными в стену.
С IV века, когда царь Константин объявил христианскую веру господствующей, появились у христиан и храмы.
В нашей стране существует несколько видов храмов: это просто церковь, или храм, собор и собор кафедральный.
Различия между ними вот такое: собор – это главный среди приходских храмов, в соборе служит не один священник, как это может быть приходской церкви, а несколько, к собору не причисляется какой-нибудь определенный приход, как в приходской церкви, а в него собираются для молитвы из всех приходов. Кафедральный собор – главный среди соборов, это храм архиерейский: в нем обыкновенно совершаются все торжественные архиерейские службы. В каждом крупном центре может быть несколько соборов, но кафедральный собор – только один. В Республике Мордовия – это Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова (г. Саранск).
Храм не нужно путать с часовней. Существует несколько отличий церкви от часовни.
В храме непременно есть престол, а в часовне его нет. Храм внешне может быть похожим на часовню, но внутреннее устройство его совершенно иное. Храм совсем не так освящается, как освящается часовня. В храме могут совершаться таинства причащения, брака и священства.
Первый православный храм, возведен до крещения Киевской Руси – это небольшая церковь во имя пророка Илии. Из летописей известно, что церковь была построена киевскими князьями, вернувшимися из неудачного похода на Грецию.
Эти князья, Аскольд и Дыр, видели явление Божественного чуда. Покров Богородицы смог защитить молящихся византийских христиан от нашествия русских язычников. Пораженные увиденным, князья приняли крещение, и по возвращении в Киев возвели храм пророка Илии. Появилась эта церковь более чем за сорок лет до крещения Киева.
Первые храмы по внешнему виду были такие же, как и современные, но по внутреннему устройству немного отличались. Форма их была не везде одинакова: строились храмы то продолговатые – в виде корабля, то восьмиугольные – в виде звезды, то круглые, то крестообразные.
Если строили храм в виде корабля, то это означало, что мир – это житейское море, а Церковь – корабль, на котором только и можно безопасно переплыть это море, чтобы достигнуть мирной пристани – Царства Небесного. Если строили храм в виде звезды, то этим хотели сказать, что мир – это пустыня, а храм — путеводная звезда в этом мире. Круглый храм ассоциировался с вечностью. Крестообразный храм строился в утверждении того, что основание Церкви положен Крест Христов. Все храмы с давних пор увенчиваются куполом или главой.
(в виде корабля)
(в виде звезды)
(в виде круга)
(в виде креста)
У православного храма есть своя символика. В православной церкви все догматы Церкви, все небесное, духовное находит символическое отражение в предметах земных. Чтобы мы могли через видимые и осязаемые вещественные символы прочувствовать образы божественного, небесного.
Это могут быть и знамения, дароносицы и дарохранительницы, паникадила, архитектурная форма храма, которые только передают суть явлений и истин, небесных и Божественных, но не изображают их. Самое главное, первое знамение, которое напоминает о Распятии, но без изображения его – Крест. Крест на куполах, символ Иисуса Христа и его крестного пути, Крест, изображаемый на одеждах и сосудах для богослужений и на разных церковных предметах.
Это могут быть и образы в виде икон, алтаря, царских врат, передающие на только духовную суть, но и внешнее сходство небесных и Божественных лиц.
Вне Церкви понимание символики невозможно. Человек должен видеть в храме небесное, чтобы уяснить тонкости церковного символизма. Видя стены, следует понимать, мы – это и есть стены, из которых Господь создал храм, что это, по сути, есть и Закон Божий. А глядя на дерево, видеть древо жизни из райского сада.
В Православии символика показывает нам духовные истины учения Церкви и Евангелия, иллюстрирует Божественную Литургию. Весь невидимый, духовный мир символически отражается в видимом материальном мире.
Все, что совершается в Церкви и храме, все это во имя искупления Иисуса Христа и во исполнение Евангелия. Именно это олицетворяют мощи святых, антиминс, Крест, Евангелие, имеющие особое значение. Без них не совершают таинство Бескровной Жертвы – Евхаристии.
Изучая и познавая православный храм как воплощение православных символов, верующий человек может стать на путь лествицы, ведущей к спасению.
Купол напоминает нам о Небе, куда должны стремиться наши мысли и желания. Он же символизирует и Главу Церкви – Иисуса Христа, а меньшие главы – апостолов.
Михайло-Архангельский храм села Ичалки.