Пятница, 20/4 марта 2016 г.
Поскольку мы ежедневно и ежечасно совершаем множество разнообразных проступков и провинностей, которые не предусмотрены никакими уложениями и кодексами светского законодательства, но фактически являются нарушением Божиего закона, то таким образом именно Богу, и только одному Ему, мы бросаем вызов нашими грехами и нечестием. И поэтому первыми словами нашего молитвенного прошения должны быть «Господи, прости!».
Вторник, 17/1 марта 2016 г.
Порой бывает странно наблюдать, как люди в недоумении разводят руками, видя безобразия современной жизни. Они не находят объяснения росту преступности, повсеместной распущенности нравов, исчезновению в человеческих отношениях самых прекрасных и естественных чувств: честности, порядочности, дружбы, любви. Поражаясь засилью возрастающего зла, такие люди беспомощно вопрошают себя и окружающих: откуда взялись все эти напасти? Почему в нашей жизни стало так много дурного? А ведь ответ лежит на поверхности, и он такой простой: не может быть доброй и красивой жизнь без Бога. Там, где нет Бога, неизбежно утверждает себя диавол. Там, где нет Божией правды, обязательно воцаряются грех, безобразие, горе, там распад, там болезни, там смерть.
Воскресенье, 15/28 февраля 2016 г.
Порой мы даже не подозреваем о том, что сокровенную сердцевину нашей собственной жизни составляет не что иное, как все та же извечная борьба добра со злом. И случается так, что в один момент нашей жизни мы выступаем на стороне сил добра, а в другой – оказываемся в стане сил зла. Думаю, именно это и имел в виду Ф. М. Достоевский, сказавший «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». И поскольку в нашей душе и в нашей жизни одновременно жительствует добро, и зло, то мы недостойны возвращения в рай и жизни в непосредственном общении и нашим Богом и Творцом, потому что рай – это то место, где нет зла и кривды, но где есть только абсолютное добро и Божия правда.
Пятница, 30/12 января 2016 г.
Удивительно, но о тщеславии человека в последнюю очередь догадывается он сам. Внимательные наблюдатели видят, понимают эту человеческую слабость. Что же такое тщеславие? Святитель Василий Великий говорит так: тщеславный человек – это тот, кто говорит и делает нечто только ради человеческой славы. Обращая внимание на распространение этого греха среди монашествующих и вообще среди людей церковных, святитель говорит о том, что тщеславие – это есть не что иное, как деяние не во имя любви к Богу, а во имя человеческой хвалы.
Суббота, 24/6 января 2016 г.
Самое дорогое у человека – это жизнь, и некоторые говорят, что нет такой цены, которой можно было бы ее оплатить. Многие считают неправильным отдавать жизнь даже за самые высокие идеи. Но если бы эти мысли были укоронены в сознании нашего народа, то России бы сегодня не существовало. Ибо есть идеалы и ценности, ради которых человек может отдать жизнь, и это будет не самоубийство, а подвиг. Для того чтобы это произошло, каким внутренне сильным человеком нужно быть! А сила духа – это не материальное понятие, ее нельзя и измерить, ее нельзя оценить ни деньгами, ни привилегиями, ничем иным, что так желанно для многих, особенно сегодня. Сила духа – это то, что к нам приходит от Бога.
Четверг, 15/28 января 2016 г.
Через Святую Евхаристию, через причащение Господь подает нам прощение грехов. Как человек должен жить, чтобы победить гнездящиеся в нем пороки? Мы можем многое сделать на этом пути, а вот совершить отпущение собственных грехов своей властью и силой не можем, потому что грех есть нарушение Божиего закона и только Сам Бог, Чей закон мы преступаем, может простить нам наши прегрешения. Человек получает прощение грехов в таинстве Святого Причащения. Мы так и говорим: «Причащается раб Божий во оставление грехов и в жизнь вечную», потому что прощение грехов каждому из нас открывается возможность вечной жизни, вхождения в Божие Царство.
Суббота, 10 октября 2015 г.
Ведь так все просто в Слове Божием! Каждое слово ясно! В каждом слове спасительная истина! Почему мы не слышим эти слова, почему пытаемся корректировать слово Божие своим пониманием жизни, оправдывая разделения, гордыню, зависть, превозношение? Это происходит потому, что Слово Божие не достигает нашего сердца. Слушаем и не слышим, читаем и не усваиваем. Христианин может жить по-христиански, когда он точно знает, во что он верит, когда он знает, какие Божественные истины открыты ему в Слове Божием. Вот почему христианину нужно всегда работать над собой, читать Священное Писание, вдумываться в его слова… Каждый день читайте Слово Божие, подвергайте прочитанное вопрошанию, примеряйте к себе эти слова… все проносите через свое сердце, примеряйте к своей собственной жизни, и тогда ваша жизнь изменится, и сила вашего слова будет убедительна.
Среда, 7 октября 2015 г.
Мы наслаждаемся религиозной свободой, многие из тех, кто стоит во главе страны, являются православными людьми. Поддержка духовного возрождения народа становится сегодня как в России, так и во многих других странах, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата, важной частью усилий государственной власти. Но разве можем мы сказать, что все пространство, которое мы называем своей канонической территорией, становится пространством Святой Руси? На этом пространстве идет невидимая духовная брань, потому что никогда диавол не смирится с тем, чтобы слово Божие усваивалось людьми и воплощалось в жизнь. Поэтому и Церковь наша земная именуется Церковью воинствующей – потому что участвует в этой брани между добром и злом, между правдой и ложью.
Вторник, 6 октября 2015 г.
Без веры человек становится слабым – марионеткой в руках тех, кто обладает силой. Человек без веры гордится своим рангом, своим положением, своей властью, но на деле оказывается беззащитным, а потому и легко управляемым, легко поддающимся внушению. В тот момент, когда люди больше всего говорят о свободе, они больше всего покоряются своим страстям, стереотипам мысли, политическим лозунгам и, оставив Бога, теряют свою свободу и свою способность опираться на ту силу, которая и способна реально помогать человеку в жизни.
Воскресенье, 4 октября 2015 г.
Опасность переживаемого нами времени состоит в том, что происходящие не от Божиего замысла цели и ценности предлагаются сегодня всему роду человеческому в качестве некоего идеала устройства человеческой жизни. Происходит это потому, что грех помрачает нравственную природу человека – помрачает разум и искажает жизненные ориентиры. Слова апостола Павла доказывают нам всю эту конфликтность, все это противоречие: для одних слово о Кресте – соблазн, для других – безумие, а для нас, спасаемых, — сила Божия. И пока для рода человеческого слово о Кресте будет силой Божией, до тех пор и будут спасаться люди. Несмотря на свои слабости, падения, греховность, они будут идти ко Христу, будут преклоняться пред Его жертвой, пред Его Крестом, который явил всему миру символ спасения.
Четверг, 1 октября 2015 г.
Человек рождается нечистым. Он рождается с унаследованными признаками, и не только цвета волос, цвета глаз и строения позвоночника и мышц; он рождается с унаследованными духовными качествами, среди которых не только добродетель, но и грех. И чем больше греха совершает человек в жизни, тем больше этот грех входит в его природу и генетически передается последующим поколениям. Сегодня мы в ужасе от некоторых проявлений поведения молодежи, людей среднего возраста. Те, у кого еще есть возможность сравнивать с жизнью предыдущих поколений, искренне удивляясь, говорят: «Такого не было никогда». Что же происходит? А происходит то, о чем говорит апостол Павел: грех живет в природе человека. И никаким образованием, никаким комфортом жизни, никакими технологиями этот грех из природы человека не изгнать.
Суббота, 26 сентября 2015 г.
Человек духовно растет только тогда, когда идет вперед. Если он останавливается и говорит: «У меня все хорошо, мне больше ничего не надо», в этот момент он начинает умаляться. Поэтому духовное напряжение жизни есть показатель того, насколько люди принимают Слово Божие и насколько они готовы ему следовать. Пусть же Божественные слова, которые дарует нам Господь, преобразуют нашу жизнь, помогают удержать то доброе, чем мы владеем, и взойти на новые ступени духовного развития, которые еще вчера были нам не под силу. Потому что нет ничего невозможного для верующего человека, который принимает Слово Божие в свое сердце и идет за Христом навстречу спасению.
Вторник, 22 сентября 2015 г.
Труд есть величайшая христианская добродетель. Праздность – это верный признак опасного духовного заболевания. Мы знаем, что многие социальные беды, которые сегодня обрушиваются на наш народ, — и алкоголизм, и наркомания, и распутство – нередко связаны с праздным и пустым времяпровождением. Если труд есть некое оружие, некий механизм, способ работы над самим собой и движения вперед, к победам, то праздность есть духовное саморазоружение человека. Праздный человек откладывает от себя всякое оружие, которое ему необходимо в борьбе с пороками. Он отказывается от всяких духовных механизмов, предается праздности и погибает.
Четверг, 18 сентября 2015 г.
Как много людей не могут поверить в Бога! Они не могут поверить, потому что все окружающие их о Боге не говорит. Взгляд современного человека обращен туда, где себя являет сила человеческая. Мы восторгаемся результатами человеческого разума, мы поражаемся достижениям технического прогресса. Все то, что поражает сегодня наш ум, связано с деятельностью человека, и люди перестают видеть Бога в окружающем их мире, потому что современная безбожная цивилизация закрывает перед человеком эту возможность, закрывает мнимой человеческой силой и мнимым человеческим господством.
Среда, 16 сентября 2015 г.
Кротость есть сознание ценности других людей. Человек, поставляющий себя в центр, не может быть кротким, а значит, от не принимает других людей, он считает их ниже себя, слабее себя. А ведь на этом мироощущении основываются все беды, которые сотрясают человеческое общество. Кротость есть признание того, что все люди – дети Божии, что у каждого свой талант, своя красота, свой духовный мир. Кроткий человек не топчет мир своего ближнего ногами, но бережно относится к нему, а значит, вокруг кроткого всегда собираются люди. Когда кроткий человек созидает семью, он наполняет ее духовной силой, любовью, взаимным уважением.
Вторник, 25 августа 2015 г.
Для чего же потребовалось Преображение буквально накануне, совсем незадолго до страданий Спасителя? Кондак праздника отвечает нам на этот вопрос: дабы страдание, видя вольное, миру бы проповедовали. Почему нужно было в преддверии этих страданий вольных показать славу Господа? Чтобы не помрачилась вера апостолов, чтобы, взирая на Христа окровавленного, униженного, распятого, они, помня о Преображении на Фаворе, верили, что распятие – вольное, и чтобы распятие не помешало им проповедовать этот образ униженного Спасителя миру во спасение.
Понедельник, 24 августа 2015 г.
Мы все хорошо знаем из опыта жизни, из нашего быта, собираясь дома с друзьями, начинаем, что называется, «перемывать кости» другим нашим знакомым и чувствуем некую солидарность, если нам поддакивают. Если кто-то говорит «Вот этот плохой!», а ты с ним согласился, ты уже вроде бы становишься его близким. Есть даже такое понятие – дружить против другого. Очень часто пытаются объединить людей, противопоставив их какому-то врагу, назвав врагом того, кто таковым не является. Всякое объединение людей против кого – то – это диавольское объединение. Оно не выдерживает испытания временем, оно разрушает здоровую ткань общественных отношений, как раковая опухоль. Оно пронизывает народную жизнь, а потом врывается кровавым протуберанцем. Это страшное объединение, и достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть цену всем этим объединениям, построенным на лжи и на ненависти, на поиске врагов и на воспитании людей в сознании того, что есть общий враг, а мы должны объединиться. Это все – идолопоклонство.
Четверг, 20 августа 2015 г.
Сегодня мы являемся свидетелями возрождения нашего народа. Но одновременно будет величайшей ошибкой утверждать, что нет тех самых волков, которые хотят покинуть паству. Они были, есть и будут, поскольку враг Церкви сам дьявол, и он действует через людей. И сегодня время от времени появляются лжеучители, которые под видом защиты Церкви и Православия сеют плевелы сомнений и подозрительности, стараясь разделить паству и пастырей. Церковь призвана защитить паству, но это особая защита, ведь это не сражение в открытом бою – это поле невидимой брани за человеческие души. На этом поле брани пастыри не должны щадить живота своего, чтобы защитить свой народ. Пастыри должны помнить, что невидимая брань, которую ведет Церковь, не против крови и плоти, но … против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф.6,12).
Среда, 19 августа 2015 г.
Что же произошло на горе Фавор? Что это было за Божественное сияние?.. По толкованию святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, Преображение и было явлением Божиего Царства – того самого Царства, которому Христос по Божеству Своему принадлежал. И свет, который воссиял на Фаворе, был не физический свет, не отражение солнца – это был Божественный свет; причем апостолы видели его не своими физическими глазами, потому что они прозревали нечто большее, чем только свет. Откуда апостолы узнали, что рядом со Спасителем Моисей и Илия? Ведь не существовало никаких портретов, никаких описаний их внешности. Однако апостол Петр безошибочно определяет, что здесь Моисей и Илия. Апостолы видят нечто иное, нежели обычную человеческую реальность. Они видят иной мир, и видят его глазами духовными, которые во мгновение открылись. Свет, который они видят, — не свет, который пришел во мгновение на вершину Фавора, а затем исчез; это свет, который постоянно был со Христом, это свет Божественного Царства, это свет вечности.
Вторник, 18 августа 2015 г.
Сегодня в апостольском чтении (2 Кор. 5, 15-21) мы находим замечательные слова: Вы во Христе новая тварь. Это мы, его последователи. Что означает быть новым творением во Христе? Разве Христос совершил нечто подобное тому, что было при сотворении мира? Разве Он кого-то заново создал? Такого не было. Но через искупительную Жертву, через подвиг Свой Он воссоздал в Самом Себе ту святую и непорочную тварь, то творение, которое вышло из рук Творца, лишенное всяческого греха и всякой неправды; и дал возможность каждому, кто верует в Него, соприкоснуться с этим новым творением, получить оставление грехов, вернуть себе первозданную славу Божественного творения. И каждый, кто стремится жить по заповедям Божиим, кто исповедует свои грехи, кто причащается Святых Христовых Таин, кто совершает дела добра, правды, милосердия, становится сопричастным этому новому творению.
Суббота, 15 августа 2015 г.
Во время Успенского поста Святая Церковь напоминает нам о том, что постом и молитвой изгоняется дух диавольский, дух, который сегодня порабощает огромное количество людей, даже не подозревающих о том, что они становятся рабами диавола. Церковь призвана, обращаясь к современному человеку, говорить в том числе о бесновании. Мы должны справиться с массовым беснованием, в которое вовлекаются миллионы и миллионы людей. Что же делать, как мир спасти? И Господь говорит нам: молитвой и постом. Мы должны поститься и молиться за тех, кто не молится и не постится, — за наших родных, близких, за наших друзей, за наших знакомых, за наших коллег по работе, за тех, кто во власти, кто в силе, за тех людей, которые оказывают влияние на общество. Мы должны понять, что молитва наша – это не только молитва за себя и за своих родных, это молитва за мир.
Четверг, 13 августа 2015 г.
Очень важно, чтобы человек, прошедший тропою греха, оказался способным принести покаяние. Первым шагом на этом пути является отказ от всякого оправдания самого себя. Хотя, может быть, внешние обстоятельства и внутренние чувства и предрасполагают человека к совершению греха, но он не должен оправдывать грех ни при каких обстоятельствах. Даже если он не может порвать с этим грехом, если он не может круто изменить свою жизнь, он должен помнить, что грех есть грех. Грех разрушает, мистически разрушает, душу и тело человека.
Понедельник, 10 августа 2015 г.
Одной из самых больших проблем современной лжекультуры является способ общения между людьми. Достаточно внимательно прислушаться к тому, как люди себя ведут во взаимном общении. Как часто здесь мы видим грубость, желание сильным и крепким словом победить соперника или даже просто человека, с которым общаешься, показать ему силу свою, значимость свою! Как часто люди просто бахвалятся, лгут, создают словами совершенно не соответствующую грубость, как словами пытаемся давить на человека, как легко оскорбляем друг друга! Огромное количество конфликтов, которые вырастают в нашем общении, связаны с нашим словом. Слово убивает, слово раздражает, слово порождает огромные противоречия между людьми… Примером общения для нас должна быть Божия Матерь. А почему? А потому, что через смирение, через тихое слово, через искреннее слово в полной мере проявляется наша сущность.
Пятница, 7 августа 2015 г.
Служение, которое совершает человек, даже если это светский труд, — это место, на которое его Бог поставил, либо испытывая его терпение, веру, крепость душевную, либо потому, что человек обладает большими дарами и на месте своего служения может много сделать для народа. Если церковь будет жить по заповеди, которую ей дал Апостол Павел, то она станет общиной, в которой будет торжествовать гармония человеческих отношений; она будет великим примером, способным примирить бушующий мир. Потому что в Церкви есть не только слово, с которым она обращается к миру, к человеку, к обществу, — у нее есть и пример, этот пример должен быть ярким.
Вторник, 4 августа 2015 г.
Божественная истина становится понятной через внутренний, религиозный опыт человека, и этот опыт помогает нам понять то, что Бог во Христе, Сыне Своем, совершил ради нашего спасения. Господь пришел и пострадал ради того, чтобы люди имели жизнь, и жизнь с избытком (см.: Ин. 10, 10), чтобы эта полнота человеческого бытия не прекратилась со смертью, но перешла в вечность. Господь ради этого пришел и отдал Себя, Свою жизнь на поругание человеческой злобе, зависти, гневу и нечистоте. Он сделал это, движимый любовью к людям, к творению Своему, и через этот пример Самого Господа мы можем понять, что есть любовь: любовь есть в первую очередь способность отдать себя другим. Готовность отдать себя и часть своей жизни, времени, заботы, денег, человеческого тепла и участия другому и есть проявление любви – не красивые слова, а способность разделять с другим свою жизнь.
Воскресенье, 2 августа 2015 г.
Божественная благодать не может проявить себя в отношении человека, который не готов ее принять. Это случается тогда, когда человек горделиво считает, что у него нет никаких особенных грехов, когда он убежден, что всего добился своими силами, своим могуществом. Господь отступается от таких людей, и очень часто они теряют все. И происходит так не потому, что Бог жесток, а потому, что такого человека Бог вразумляет, помогая понять простую истину: все в нашей жизни связано с Промыслом Божиим, с Его попущением и прямой помощью людям.
Пятница, 31 июля 2015 г.
Если человек поднимается на высокую ступень служения своему народу, если он входит в круг людей, ответственных за судьбу Отечества, то для него наемничество недопустимо; для него не может быть работы ради денег или ради личного успеха и благополучия. Здесь должно быть служение, а значит, отдача всех своих сил, содержание в центре своего бытия дела, на которое поставлен сей человек Промыслом Божиим и изволением людей. Это справедливо также в отношении военачальников и в отношении всех тех, кто, надевая форму, приносит присягу, почему мы и говорим «военная служба», а не «военная работа». Удивительно, что в нашем народе продолжается это жертвенное служение. В то время когда средства массовой информации, весь уклад жизни навязывают нам совершенно другие ценности, есть люди, которые, принимая присягу, честно служат Отечеству за небольшую зарплату и в трудных условиях, мотивируя свое служение не материальным благом, а желанием и стремлением служить народу своему.
Понедельник, 27 июля 2015 г.
Господь, указывая на ребенка, сказал удивительные слова, которые люди не могут до конца понять, но в которых огромная правда и жизненная сила: Если не будете как дети, не войдете в Царствие Божие (см. МФ. 18,3). Почему же Господь не указал на Своих апостолов и не сказал: Таковых есть Царствие Небесное – будьте как Мои ученики и войдете в Царствие Божие»? Некоторые могут подумать: что же, нужно быть такими же неразвитыми, как дети? Неужели нужно иметь такой же разум, как у детей? Неужели нужно иметь такой же жизненный опыт, как у детей? Зачем тогда вся жизнь? Конечно, ребенок питается молоком, мягкой пищей, как говорит апостол Павел (см.: Евр. 5, 12-14). Ребенку нужно набираться сил, ему нужно возрастать, ему нужно обретать разум, мудрость, силы, способность сопротивляться злу. Но в душе ребенка есть нечто, что никогда не должно покидать человека, — это чистота сердца.
Суббота, 25 июля 2015 г.
Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12,3). Почему? Господь говорит, что любой грех может быть прощен, кроме хулы на Духа Святого (см.: Мф. 12, 31), потому что когда человек хулит Бога, он отказывается от того, чтобы Дух Божий присутствовал в его жизни. И не по жестокосердию Божественному такой человек не может быть прощен, а по его реальному состоянию. Ведь если нет частицы Божественного духа, то человеку не выкарабкаться из ямы, он никогда не почувствует Божиего присутствия, он обречен…Человек, обретающий Духа Святого, становится богатырем, духовно сильным, способным к прозрению; он видит то, что не видят другие.
Среда, 22 июля 2015 г.
У Бога нет прошлого, настоящего и будущего. Бог вне времени и вне пространства. И силой Святого Духа, через Таинства, преодолевая время и пространство, преодолевая тяготение физического мира, таинственно мы становимся реальными соучастниками и жизни, и страданий и Креста, и Воскресения, и вознесения, и «одесную Бога Отца седения» и славного Его Второго Пришествия. Силой Святого Духа в Церкви, в общине веры, совершается таинство спасения. В этой общине силой Святого Духа актуализируется все то, что совершил Христос; оно становится реальным, действенным для каждого человека вне зависимости от времени и места его жизни.
Понедельник, 20 июля 2015 г.
Сегодня созидается цивилизация внерелигиозная… и человеческое сознание захватывается этой модой, этим стериотипом бытия, потому что вольно или невольно через средства массовой информации все эти стериотипы и моды нерелигиозной жизни обрушиваются на сознание современного человека. И вот здесь требуется мужество, вот тут-то требуется сила идти узкими вратами Царствия Божия, идти против течения, идти против общего потока в надежде на то, что чем больше людей пойдут против этого потока, тем вероятнее, что мутные воды остановятся, а может быть, и повернутся вспять.
Суббота, 18 июля 2015 г.
Мы должны научиться совершать поступки, которые идут как бы против общего течения жизни. Способность совершать героические поступки, принося в жертву самого себя или то, что тебе дорого; способность жизнь свою отдать за ближних своих, как призывает нас Господь; способность посвятить свою жизнь Богу, отказавшись от многих ценностей мира сего, — все это и есть безрассудные поступки, которые обретают величайшую ценность в очах Божиих. Бог никогда не бывает у нас в долгу – мы у Него бываем в долгу. И если мы что-то делаем ради Него, особенно если мы проявляем заботу о тех, кто в ней нуждается, — о больных, несчастных, сиротах, пожилых, престарелых, одиноких людях, то Господь приклоняет к нам Свою милость.
Вторник, 30 июня 2015 г.
Гордость порождает такие пороки, как гнев и зависть. Гордый человек, имея себя в центре бытия, всегда видит других только на периферии. Он отчужден от других, ведь на самом деле гордость — это одиночество, это разрыв отношений с другими. Кто будет любить, кто будет общаться с человеком, исполненным гнева, или же с тем, кто постоянно осуждает других? Гордость — не добродетель, не положительная характеристика некоего героя, а проявление греха, которое приводит человека к одиночеству, к отчуждению от других, к конфликтам. Сколько же этих конфликтов и сколько страданий — и в личной, и в семейной, и в общественной, и в государственной жизни, в жизни народов земли!
Понедельник, 29 июня 2015 г.
Пост является средством, используя которое, человек может реально повлиять на состояние своей души. Потому что через воздержание от пищи, от развлечений, от различного рода соблазнов мы воспитываем свою волю, мы возвышаем свои чувства. Но другим особым способом воздействия на человеческую душу и средством возвышения души является молитва. Святитель Феофан Затворник сказал о молитве: «Весь смысл молитвы в двух словах «Господи помилуй». Конечно, обращаясь к Богу с просьбой помиловать, мы в том числе просим простить наши грехи, наши беззакония, нашу нечистоту. Но в слове «помилуй» есть и призыв излить на нас Свою милость. Бог не только способен нас наказать за наши прегрешения, но Он по любви Своей дарует милость Свою, благодать Свою, силу Свою.
Суббота, 13 июня 2015 г.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что уныние — это тягчайшее из бедствий, что это начало и глава человеческих несчастий. Уныние не следует смешивать с печалью, со скорбью. Скорбь — это естественное чувство человека, которое тоже греховно, но тем не менее является реакцией на трудные обстоятельства, на потерю близких, на болезни. Уныние связано со скорбью, но не всегда. О связи уныния с печалью, со скорбью говорит святой преподобный Макарий Египетский: «Диавол ввергает нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Бога». Значит, уныние — это не сама скорбь, а нечто сопутствующее скорби. Более того, уныние может возникнуть и вообще без всякой видимой причины, потому что действительно является не чем иным, как воздействием на нас темной диавольской силы.
Четверг, 11 июня 2015 г.
Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф.7,12). В этих словах — все Евангелие, весь смысл христианского нравоучения. Не хочешь иметь врага — не делай людям зла. Появился враг как бы на ровном месте, вопреки твоей воле, помимо твоих действий — не называй его врагом. Воспитывай свой разум в том, что он не твой враг, и тогда душа твоя откликнется на этот посыл и примирится с этим человеком. Можно себе представить, каким был бы наш мир, если бы мы жили по этой Божественной заповеди, так расходящейся с повседневным греховным опытом нашей жизни!
Святейший Патриарх отметил, что увиденное в этот раз в селе Ичалки «превзошло все ожидания», и поблагодарил главу республики Н.И Меркушкина, попечением которого храм был отремонтирован и увенчан новым позолоченным куполом, а территория вокруг церкви благоустроена.