Поездка по просьбам прихожан нашего прихода была запланирована за 2 недели до назначенной даты отъезда. Ранним июльским утром, собравшись под сводами храма, помолившись и получив благословение настоятеля отца Сергия Саковича, наша группа в составе 20 человек тронулась в путь. День выдался на славу. Весь путь от Ичалок до г. Арзамаса мы с интересом слушали рассказ матушки Ольги Сакович об истории храмов, монастырей, святынях находящихся в них, которые нам еще предстояло посетить и молитвенно им поклониться.
Первым местом нашего посещения стал Воскресенский кафедральный собор – главное украшение Арзамаса, древнего города с богатой историей. Собор стоит на высоком холме, завершая ансамбль центральной площади. Этот величественный храм был построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. По облику и прекрасным пропорциям собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с Петербургскими соборами Стасова. Зайдя внутрь храма, нашу группу охватило чувство восторга, впечатление обширности и легкости. Все выполнено в коричневых легких тонах, что располагает к молитвенному настроению. Все своды и стены собора расписаны тушью художниками – Осипом Серебряковым и его сыном Александром, (выходцами живописной школы А.В. Ступина). На фресках собора перед нами прошла земная жизнь Иисуса Христа. 14 полотен с фигурами в человеческий рост изображают евангельские сюжеты, а сюжет «Тайная вечеря» над главным алтарем – это копия знаменитой картины Леонардо да Винчи. С большим трепетом и теплотой мы молитвенно поклонились главной святыне собора и города – Честному и Животворящему Кресту Господню. Более 200 лет эта святыня находилась в Ильинской церкви, к приходу которой относились купцы братья Шаянские. Один из них принес его в Арзамас с Макарьевской ярмарки. До сих пор от Креста не перестают совершаться чудесные знамения: избавление от пожаров, свет, исходящий от лика Спасителя, отмечены случаи исцеления младенцев и многое другое. Помолились и поклонились, мы так же: — святому Николе Можайскому, его икона одна из древнейших в городе Арзамасе. На иконе святитель Николай держит в левой руке город, а в правой – меч. Именно в таком виде святого увидели в небе молящиеся жители г. Можайска, осажденного татарами в 1300 году. Икона очень почитаема местными жителями за многочисленные случаи чудотворения по молитвам перед ней святителю Николаю.
— Иконе Воскресения Христова XVI века – эта самая древняя святыня собора. Эту икону оставил в подарок Арзамасу государь Иоанн Грозный, когда основал город.
— Иконе Покрова Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе.
— Иконе «Всех скорбящих радость» выполненной бисером – духовное завещание дворянки Чемодановой.
— Иконе «Знамение» Пресвятой Богородицы, самой первой копии чудотворной иконы Серафимо -Понетаевского монастыря и многим другим иконам и святыням.
Далее мы отправились в Никольский женский монастырь, расположенный по соседству с Воскресенским собором. Между монастырем и собором матушка Ольга обратила наше внимание на крутой Никольский съезд к реке Теше (он запечатлен на известной картине «Тройка», художника В.Перова). Почитаемыми святынями этого монастыря являются иконы: Николая Чудотворца, Пресвятой Богородицы «Избавление от бед страждущих» и «Достойно есть». Эти иконы появились в монастыре в 1997 году, две совершенно черные. Вскоре чудесным образом иконы стали «очищаться». В настоящее время почерневшим остался только периметр иконы Божией Матери «Избавление от бед страждующих» и как утверждают сестры монастыря «очищение» видимым образом продолжается. У иконы «Достойное есть» в богоборческие времена были вырублены глаза с целью поругания над святыней, но произошло чудо, вместо вырубленных глаз у Богородицы проявились новые глаза, как на черно-белой фотопленке. Неоднократно отмечено, что по молитвам перед этими иконами люди получают исцеления. Приложившись и помолившись перед образами, мы отправились далее.
Теперь путь наш лежал в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, который находится в 70 км. от г. Арзамаса.
Начало женской обители было положено в VIII веке, когда на пути из Киева в Саров вдова полковника Мельгунова Агафья Семеновна остановилась отдохнуть у церкви в с. Дивеево. Здесь во сне ей явилась Пресвятая Богородица, указала построить новую каменную церковь и основать женскую общину – Свой четвертый жребий, после Иверии., Афона и Киева. Так образовалась Казанская женская община.
В 1825 году, когда преп. Серафим Саровский вышел из затвора, ему явилась Богородица и повелела устроить в Дивееве новую общину – девичью. Таким образом, в Дивееве существовали две общины: одну называли Казанской, другую Мельничной. 12 июня 1842 года две общины были соединены в одну и стали официально называться Серафимо — Дивеевской женской общиной.
В 1903 г. принимается решение о причислении великого старца Серафима к лику святых, прославление происходит при императоре Николае II, и после посещения Дивеевской обители царской четой Серафимо — Дивеевский монастырь становится знаменитым на всю Россию. В настоящее время мощи преп. Серафима почивают в Троицком соборе Дивеевского монастыря и к нему стекаются паломники не только из разных уголков России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Приехали помолиться батюшке Серафиму и мы. Цепочка людей желающих поклониться преподобному растянулась далеко за пределы храма, но удивительно быстро пролетело время и мы незаметно оказались у мощей. С благоговейным трепетом приложились к мощам преп. Серафима и помолившись ему, мы отправились к Святой Канавке, которую выкопали дивеевские сестры еще при жизни старца Серафима.
В Казанской церкви наша группа почтила память и помолилась блаженным старцам, которые поочередно сменяли друг друга в Дивеевской обители.
И в заключении мы посетили источник во имя преп. Серафима, чтобы омыться в его целебных водах. Источник находится в 17 км. от Дивеева на берегу р. Сатис. В начале 1980 годов было отдано распоряжение засыпать источник. Но отец Серафим защитил его, явившись одному из бульдозеристов сказал: «А все — таки ты не засыплешь!». Так и вышло. В 1994 г. неподалеку установили деревянную часовню, которую освятил св. Патриарх Алексий II.
На обратном пути нам предстояло посетить еще одно удивительное место с. Суворово — место подвигов, кончины и прославления мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии.
Родилась Евдокия в 1856 году в с. Пузо (ныне Суворово) от благочестивых родителей. Рано осиротев, воспитывалась в семье дяди – церковного старосты. Будучи ребенком, Дуня много молилась, ходила по святым местам, и немного юродствовала. В 20 лет сильно заболела и больше не вставала. К ней приходили девушки хожанки и ухаживали за ней. У Евдокии было 5 послушниц, трое из них, пострадали вместе с ней. Жизнь блаженной была удивительна, сродни подвигам древних подвижников. Кончину свою Дуня предвидела. Расстреляли их в 1919 году. В тот день все верующие ощущали сильное благоухание от могилы. Дивеевская блаженная Мария Ивановна говорила: «Ходите к Дуне на могилку чаще, там ангелы поют непрестанно». Множество чудес совершалось на могилке мученицы. После прославления мощи блаженной Евдокии и ее послушниц почивают в Успенском храме с. Суворово. На фресках в трапезном храме Серафимо — Дивеевского монастыря Суворовские мученицы изображены в числе Дивеевских новомученников. Почтив память святых мучениц, и помолившись у их мощей, мы на территории храма Успения Божией Матери, уже традиционно организовываем совместную трапезу, чтобы поддержать телесные силы. Для этих целей настоятель храма заботливо организовал место для отдыха и трапезы. Подкрепившись и поблагодарив работников храма за гостеприимство, мы отправились в обратный путь, делясь пережитыми впечатлениями. Добравшись до дома все тепло распрощались, кто-то устал, кто-то усталости не чувствовал вовсе, но одно было совершенно очевидно, каждый из поездки вынес свой неповторимый и неоценимый опыт общения с Богом и святыми.